«Одесский припортовый завод» или просто ОПЗ, созданный еще в 1974 году на Григорьевском лимане под Одессой, – одно из немногих отечественных предприятий-гигантов, которые все еще находятся в государственной собственности. Точнее, в руках у государства – 99,57% акций предприятия, остальные 0,43% принадлежат работникам предприятия.
Основная деятельность ОПЗ связана с химическим производством, он вырабатывает аммиак и карбамид. Аммиак используют для производства минеральных удобрений, но также – в медицине, в холодильной технике и т.д. Карбамид, являющийся производной аммиака, сам по себе является азотным удобрением. 90% своей продукции ОПЗ экспортирует в более чем 30 стран мира. Основными потребителями аммиака от ОПЗ являются Турция, Бразилия, Индия, Мексика, Испания, Марокко, США, Нигерия, Греция, Алжир.
Многолетняя и продуктивная деятельность ОПЗ была по достоинству оценена на международном уровне: Международная ассоциация производителей удобрений (IFA), а также Европейская ассоциация производителей удобрений (EFMA) положительно отзываются об ОПЗ как о надежном партнере, ведь завод активно сотрудничает со многими членами этих ассоциаций.
Производство – это основная, но отнюдь не единственная сфера деятельности ОПЗ. Имея в своем составе перевалочные мощности для приема химической продукции и перегрузки ее в морские суда, он фактически является монополистом на общегосударственном рынке специализированных услуг по приему, охлаждению и перегрузке аммиака. Это выгодно отличает ОПЗ от других предприятий химической отрасли. Завод может принять, охладить и перегрузить около 4 млн тонн аммиака в год, к тому же он является конечным пунктом аммиакопровода «Тольятти - Горловка - Одесса», который соединяет с Одесским припортовым заводом такие огромные комбинаты, как российский «Тольяттиазот» и украинский «Стирол».
Не удивительно, что ОПЗ является лакомым куском, на который уже многие годы покушается частный капитал. Стоит только вспомнить историю 2009 года, с продажей ОПЗ фирме «Нортима» Игоря Коломойского. ФГИ с подачи Кабмина выставил ОПЗ на торги, определив начальную цену в 4 млдр грн. Участники торгов – компании «Нортима» Игоря Коломойского и «Фрунзе Флора» Константина Григоришина, а также российская «Азот-Сервис», связанная с Газпромом, внесли залог: по 400 млн грн каждый.
Президент Украины Виктор Ющенко своим указом остановил решение Кабмина о продаже ОПЗ, однако премьер Юлия Тимошенко заявила о продолжении приватизации завода, мол, это было предусмотрено меморандумом, подписанным президентом и премьером в рамках сотрудничества с Международным валютным фондом. Торги состоялись, несмотря на протест Виктора Ющенко и на то, что в 2008 году СНБО внес ОПЗ в список стратегически важных объектов, не подлежащих приватизации. В конкурсе победила компания «Нортима», предложившая государству за ОПЗ 5 млрд грн. Но радость Коломойского по поводу приобретения завода оказалась совсем недолгой – буквально через полчаса ФГИ отменил результаты конкурса. Тогдашний руководитель ФГИ Дмитрий Парфененко объяснил это тем, что в действиях участников конкурса наблюдался сговор, итоговая цена была значительно ниже реальной стоимости ОПЗ. Следует сказать, что ФГИ озвучил и «адекватную» цену, за которую планировал продать объект – 8-9 млрд грн.
Залоговая сумма была возвращена... только российскому претенденту «Азот-Сервис». Деньги Коломойского и Григоришина – суммарно 800 млн грн растворились на счетах ФГИ и госказначейства. Генпрокуратура возбудила уголовное дело, но денег так и не нашла. В итоге, через много месяцев, средства были-таки возвращены (пострадал госбюджет), к тому же за доставленные «неудобства» «Нортиме» и «Фрунзе Флоре» по решениям судов выплатили дополнительно 3 млн грн. Львиная доля этой компенсации (2,6 млн грн) досталась «Нортиме».
Вторая попытка приватизации ОПЗ была предпринята менее чем через год, уже при Януковиче, который ранее жестко критиковал Тимошенко за решение продать государственный завод. Премьер Азаров, анонсируя продажу, говорил, что она принесет бюджету 10 млрд грн. Уже тогда заводом всерьез и открыто заинтересовался Дмитрий Фирташ. Но торги невозможно было провести из-за исков «Нортимы» и «Фрунзе Флоры», которые пытались вернуть «растаявшие» залоговые деньги.
В следующем, 2011 году, валовой доход ОПЗ составил 5,6 млрд грн, а чистая прибыль – более 336 млн грн. Увы, это был последний успешный год лидера отрасли. В 2012 году прибыль завода начала стремительно падать. Это объясняли и ростом цены на российский природный газ (удельный вес которого в себестоимости аммиака составляет как минимум 60-70%) и происками конкурентов: мировые производители, имеющие доступ к дешевому газу, значительно снизили цены на азотные удобрения.
В начале 2012 года возглавляемый Николаем Азаровым Кабмин утвердил финансовый план для ОПЗ, предусматривающий повышение чистой прибыли до 490 млн грн, что было практически нереальным для предприятия, работающего в означенных выше условиях. На фоне провального «невыполнения плана», в верхах опять возникли разговоры о приватизации завода, мол, нерентабельно его содержать, лучше сразу продать. Михаил Чечетов, член комитета ВР по вопросам промышленности и регуляторной политики, заявил, что срыв финансового плана может стать весомым аргументом для приватизации ОПЗ. А глава ФГИ Александр Рябченко озвучил сумму, за которую государство планирует продать завод – 5-7 млрд грн. Что же касается запрета на продажу этого стратегического объекта, то Виктор Янукович еще в 2010 году, только-только став президентом, ввел в действие решение нового состава СНБО, которым исключил ОПЗ из списка объектов, не подлежащих приватизации. Более того, его внесли в совсем другой список – объектов, которые планируется продать.
Падение мировых цен на аммиак было стремительным, но непродолжительным, вскоре демпинг прекратился, цены опять поползли вверх. ОПЗ заработал на полную мощность, начал наращивать производство, о чем радостно отрапортовал журналистам начальник главного управления экономики Одесской облгосадминистрации Олег Муратов.
Король азотных удобрений Дмитрий Фирташ, в свою очередь, рассказал прессе об удачном бизнес-решении, спасшем его заводы во время ценового обвала. Заводы Фирташа не стали продавать аммиак по бросовым ценам, а начали сами производить из него уже готовые удобрения – селитру и карбамид. Олигарх похвастался, что сейчас, когда ситуация на рынке выровнялась, он отправляет продукцию на экспорт и неплохо на этом зарабатывает. Думаю, тут стоит напомнить, что заводы Фирташа не имеют собственных портов и перевалок, т.е. отгрузка этих тонн экспортируемой продукции осуществлялась через перевалочные терминалы ОПЗ. То есть ОПЗ, по идее, должен был бы на этом неплохо заработать.
Тем не менее, финансовая ситуация на ОПЗ только ухудшалась, по итогам 2012 года завод показал убыток – более 122 млн грн.
Кстати, еще в 2011 году государственное предприятие ОПЗ отказалось покупать газ у государственной НАК «Нафтогаз», отдав предпочтение другому поставщику – компании OstChem Holding Ltd, принадлежащей Дмитрию Фирташу. Газ поставлялся в ежемесячном объеме до 120 млн кубометров. Однако цена газа вскоре выросла, и ОПЗ отказался от сотрудничества. Но уже в 2012 году поставки газа «от Фирташа» почему-то возобновились.
В 2013 году ФГИ вновь планировал выставить на продажу 99,57% акций Одесского припортового завода. Экс-глава ФГИ Александр Бондарь, выступивший в эфире телеканала Tvi, назвал основным претендентом на покупку ОПЗ Дмитрия Фирташа. Бондарь объяснил, что обязательным условием конкурса будет возможность претендента обеспечить завод достаточными объёмами газа для полноценной работы предприятия. «Кто и по какой цене приватизирует Одесский припортовый завод, нет никакой интриги. Монополия газовая и удобрений определена за Фирташем», – сказал он.
Озвучил эксперт и цену, за которую, по его мнению, продадут ОПЗ – 4 млрд грн. Заметим, это на миллиард меньше, чем предлагал Игорь Коломойский, тогда, напомню, ФГИ счел 5 млрд грн неадекватной ценой. К счастью, планы по продаже госпредприятия не осуществились.
Что же касается прибыльности предприятия, то за 2013 год завод увеличил чистый убыток почти в 10 раз, «нарастив» его до 1,144 млрд грн.
И вот сегодня вновь возникает вопрос приватизации объекта. Пока только 5%. Полный пакет акций ОПЗ (99,57%) на сегодня оценен в 600 млн долларов. Выставив часть акций на продажу, Кабмин преследует две цели: во-первых, государство привлечет деньги, сохранив предприятие за собой, а, во-вторых, торги позволят опытным путем определить реальную стоимость завода.
Эксперты по тому поводу настроены скептично: ну, что такое 5%, кто купит такую собственность? Поговаривают, что вряд ли кто-то заинтересуется выставленным лотом на международной фондовой бирже, и, скорее всего, ФГИ вернется к старой доброй схеме конкурсной продажи на родной земле. А там уж, как получится.
Главным претендентом на покупку ОПЗ неизменно остается Дмитрий Фирташ. Его Group DF – основной игрок на украинском рынке азотных удобрений, поэтому активный интерес олигарха к заводу, а, главное, к перевалке – вполне понятен. Понятно и то, что он заинтересован купить завод как можно дешевле. А почему бы и нет? Ведь завод чуть ли не на грани банкротства, долги только предприятию Фирташа за газ – более 1 млрд грн. Кстати, сам Фирташ через суд блокирует продажу ОПЗ. Может быть, его цель – вовсе не покупка, а банкротство предприятия, отъем собственности за долги?
Остается невыясненным вопрос: почему когда-то успешное предприятие вдруг стало не просто убыточным, а очень убыточным, прямо-таки повисло непосильным грузом на шее у государства?
Посмотрим данные за прошлый год. Первое полугодие 2014 года, согласно международным стандартам финансовой отчетности, ОПЗ завершил с убытком 77 169 тыс. грн. Во втором квартале предприятие сократило чистый доход на 56 759 тыс. грн по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Почему? Ответ возникает сам собой, если проанализировать экспортные операции ОПЗ. Например, за период с начала сентября 2014 по конец декабря 2014 года, значительная часть операций проводилась по ценам, существенно заниженным по сравнению с мировыми, сложившимися на данном рынке. То есть руководство продавало за рубеж товар «с большой скидкой», целенаправленно уменьшая прибыль предприятия? Разумеется, подобным образом осчастливливали не всех клиентов. Мировые операторы получали свой аммиак и карбамид по обычным ценам. А вот некоторые зарубежные компании, чьи центральные офисы, как выяснилось, находятся в Украине и конечные бенефициары которых украинского происхождения, пользовались «добротой и щедростью» руководства ОПЗ. В отдельных случаях занижение цены на тонне аммиака доходило до 100 долларов США! Сумма недополученных денежных средств от занижения стоимости экспортного товара только за сентябрь-декабрь 2014 составила 1724, 3 тыс. долларов США.
Да и прочие действия менеджмента ОПЗ свидетельствуют о том, что руководство завода планомерно доводит предприятие до банкротства. В ноябре 2014 года Хозяйственный суд Одесской области удовлетворил иск фирташевского ООО «РГК-трейдинг» к ОАО «Одесский припортовый завод» о взыскании с последнего 1,21 млрд грн долга за газ, поставленный в январе-июне 2014 года, и 114 млн грн штрафных санкций за просрочку платежей.
А 22 января 2015 года ОАО «Одесский припортовый завод» самостоятельно остановил перекачку аммиака, тем самым вызвал огромные убытки. Предпосылкой остановки было необоснованное повышение более чем на 15% тарифов на транспортировку аммиака государственному предприятию «Укрхимтрансаммиак», которое сделало перевалку порта «Южный» самой дорогой в мире, и Укрхимтрансаммиак фактически отказался от прокачки аммиака по завышенным и ничем необоснованными тарифами, что привело к остановке деятельности ОПЗ в целом.
Создается впечатление, что действия руководителя предприятия Валерия Горбатко и его команды топ-менеджеров: необоснованное завышение тарифов на транспортировку, осуществление убыточных операций и по экспорту аммиака и карбамида, заключение кабальных контрактов на поставку газа – направлены на планомерное уничтожение госпредприятия, на полную его остановку. При этом менеджмент предприятия не задумывается ни о государственных интересах, ни о судьбе 4 тысяч работников предприятия, жителей Южного – города-спутника порта и ОПЗ. И совершенно очевидно, что от всех этих разорительных действий Валерия Горбатко выигрывает только Дмитрий Фирташ.
Рейдерская схема загона большого промышленного предприятия в долги с целью его обанкротить и получить практически за бесценок – стара, как мир. Но она не работает, если руководство предприятия не состоит в сговоре с рейдером. А здесь видна прямая связь между заключением контракта на поставки газа с очень заинтересованным лицом и возникновением огромной задолженности предприятия. Что дальше – начало процедуры банкротства и передача государственного имущества в частную собственность?
Сегодня существует реальная угроза причинения огромного ущерба государству. Причем эта угроза не единственная. В условиях эскалации политического конфликта, фактически войны между Украиной и Россией, отдавать предприятие, связанное с опасным химическим веществом в руки человека, которого называют одним из кошельков Путина – в высшей степени неразумно. Проходившие на ОПЗ учения показали – в случае аварии ядовитое аммиачное облако сразу же накрывает три населенных пункта и за 20 минут доходит до Одессы...
Автор: Роман Волынский
Источник: "Главком"
Комментарии: