Иск подан в интересах ребенка истца, который, согласно приказу министерства, подлежит дополнительной вакцинации в январе 2016 года. Отец считает, что законных оснований для этого нет.
«То, что Украине будут навязывать дополнительную вакцинацию против полиомиелита, мне стало ясно еще весной прошлого года. Тогда гуманитарные организации привезли в нашу страну четыре миллиона доз трехкомпонентной «живой» вакцины против полиомиелита. Дело в том, что это - двухлетний запас, а применение такой вакцины во всем мире в марте 2016 года будет запрещено. Поэтому было всего два варианта: либо выкидывать остатки, либо найти повод для внеплановой поголовной вакцинации», — рассказывает Дибров.
Такой повод появился 1 сентября 2015 года, когда некая лаборатория ВОЗ за пределами Украины (до сих пор точно неизвестно, какая именно) установила, что у двоих детей в Закарпатье был выделен мутировавший штамм вакцинного вируса. Этот факт до сих пор опровергается руководством области, но стал основанием для дополнительной вакцинации детей по всей Украине. Однако еще за две недели до этого представители ЮНИСЕФ уже рассказывали украинским медикам о том, насколько важно использовать привезенную вакцину.
В октябре Минздрав издал приказ о дополнительных прививках всех украинских детей от двух месяцев до 6 лет три раза, от 6 до 10 лет - один раз. Вакцинировать собираются всех подряд, независимо от того, был или не был привит ребенок раньше.
По планам Минздрава, дополнительные прививки собирались провести в три тура — в ноябре, декабре и январе, то есть в самый разгар заболеваемости гриппом и ОРВИ. Это очень рискованное решение: в вакцине содержатся живые вирусы, которые в сочетании с другими возбудителями могут спровоцировать осложнения или утяжелить течение болезни.
Однако претензии Диброва в не в этом. По законодательству, прививки по эпидемическим показаниям можно проводить по решению главного государственного санитарного врача области. Он должен установить, есть ли циркуляция опасного возбудителя и угроза эпидемии, выяснить риск заболевания, сопоставить его с опасностью возможных побочных эффектов от прививки и нести личную ответственность за принятое решение. Однако таких постановлений нет. Решение о поголовной вакцинации всех украинских детей принял Минздрав, который, по мнению Диброва, превысил свои полномочия.
Кроме того, приказ Минздрава относится к 2015 году и не предусматривает никаких мероприятий в 2016 году. Поэтому никаких законных оснований для проведения третьего тура, начало которого запланировано на 18 января, не существует.
Первые два тура сопровождались многочисленными сообщениями о расстройствах здоровья, параличах и даже смертях детей, которые происходили в поствакцинальный период. Родители связывают это с прививкой, однако Минздрав наличие связи категорически отвергает.
По словам Диброва, который занимается проблемами вакцинации с 2008 года, в Украине действительно существует проблема с прививками. Из-за регулярного срыва поставок вакцин охват снизился до уровня 50% и даже ниже.
«Ситуацию надо исправлять, прививая детей согласно календарю. Однако нынешняя поголовная дополнительная вакцинация против полиомиелита, вне зависимости от того, был или не был привит ребенок — яркий пример «ветеринарного» принципа, при котором индивидуальный подход заменяется «процентами охвата», — считает он.
Исковое заявление принял к рассмотрению Одесский окружной административный суд, первое заседание назначено на 29 января. По ныне действующему законодательству, объявление карантина по гриппу не является основанием для переноса сроков вакцинации.
Комментарии: